Пятница, 04.10.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Адаптация пятиклассников
Оценка овладения предметными знаниями и умениями по математике, как одного из показателей готовности выпускников начальной школы к изучению математики в основной школе, должна быть направлена на диагностирование сформированности следующих параметров:
– овладение сформированными в начальной школе математическими понятиями, предметными умениями и навыками, которые необходимы для решения учебных и практических задач;
– овладение элементами алгоритмической культуры, сформированность пространственных представлений и пространственного воображения;
– способность рассуждать, представлять и объяснять выполненные действия;
– использование приобретаемых знаний в повседневной жизни;
– интерес к математике, понимание значимости данного предмета для моделирования явлений и процессов реального мира.

Анализ выполнения диагностических работ по математике
Согласно плану внутришкольного контроля, в начале сентября текущего учебного года проведена первичная диагностика готовности учащихся к обучению математике в основной школе. Диагностика проводилась в форме контрольной работы за курс начальной школы. Эта же работа проводилась в конце 2008\2009 учебного года по окончании 4 класса.

Анализ типичных ошибок, допущенных учащимся:
В задании №1: большинство учащихся с задачей справились безошибочно. Оставшаяся часть учащихся допустила вычислительные ошибки в последнем действии при делении трехзначного числа на двузначное. Также выявлена небольшая часть учащихся, неверно истолковавших условие задачи и решивших её полностью неверно.
В задании №2: учащиеся допустили вычислительные ошибки при выполнении письменного деления или умножения либо пропустили проверку выполнения этих действий.
В задании №3: нарушение порядка действий второй ступени (последние действия выполнены не справа налево, а наоборот) либо неверное выполнение умножения двузначного числа на однозначное.
В задании №4: неверно выполнено сравнение именованных чисел. Большинство учащихся допустили ошибки при сравнении типа « 4 км 2 м …4020 м», посчитав эти величины равными, т.е. неверно сравниваются числа по разрядам.
В задании № 5: неверно определена неизвестная сторона прямоугольника, как большая или меньшая по отношению к данной. Соответственно, неверно вычислена площадь прямоугольника.
Таким образом, в целом можно сделать вывод о готовности учащихся 5 классов к обучению математике в основной школе. Корректирующая работа по восполнению выявленных пробелов знаний была организована как на различных этапах уроков, так и на дополнительных занятиях для слабоуспевающих учащихся в индивидуальном порядке.

Далее, в октябре 2009 года для учащихся 5 классов проведены муниципальный мониторинг обученности математике и административная диагностическая работа. Работы были сходны по содержанию и объему, составлены в новой форме и состояли из обязательной тестовой части и части, предполагающей развернутое решение задач.
 Основная цель обязательной части работ – установить достижение учащимся уровня базовой математической подготовки, обеспечивающей возможность успешного изучения курса математики в основной школе. 
В работах были представлены задания, содержание которых соответствует трем основным разделам курса начальной школы: числа, величины и арифметические действия, текстовые задачи и геометрический материал. 
Варианты одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий:
под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работ находилось задание, проверяющее один и тот же элемент содержания. 

Общий анализ типичных ошибок учащихся
1. В тестовой были допущены следующие ошибки:
23.6% от всех писавших учащихся неверно определили порядок действий в выражении; 21.5% неверно выполнили сравнении единиц времени; 13% учащихся неверно выполнили перевод единиц длины или массы; 15% учащихся неверно вычислили периметр квадрата, перепутав квадратные и линейные единицы измерения.


2. При выполнении заданий с решением:
38.7% учащихся допустили ошибки, путая в решении задачи понятия «на.. больше» и «в раз ..больше», а также пропуская действия по поиску общей суммы двух величин; 38.7 % учащихся не смогли правильно сосчитать геометрические объекты с заданными (на рисунке) признаками (кубики, треугольники, прямоугольники); 34.3 % учащихся допустили вычислительные ошибки при вычислении суммы чисел, составленных из определенных цифр. Кроме того, были допущены ошибки при составлении десятичной записи из определенных неповторяющихся цифр;
с заданием на выявление закономерности полностью справились лишь 6.7% учащихся. Затруднение вызвало составление числителей и знаменателей дробей в определенной закономерности, которую учащиеся выявить не смогли.

Итоги муниципального мониторинга обученности по математике 
в 5-х классах

Общие результаты:
Класс Всего
учащ-ся Писали «5» «4» «3» «2» Кач-во
знаний Успеваемость 
5а 26 25 9 14 2 - 92% 100%
5б 24 22 1 18 3 - 86% 100%
5в 25 22 5 16 1 - 95% 100%
Всего 75 69 15 48 6 - 91% 100%

Шкала перевода баллов:
Задания части А - по 1 баллу.
Задания части Б - по 2 балла.
Максимальное количество баллов:13
Менее 6 баллов: «2»
6-7 баллов: «3»
8-11 баллов: «4»
12-13 баллов: «5»
Максимальное количество баллов (6 баллов) за вторую часть получили учащиеся:
1.Мотыка Александра (5а класс).Общее число баллов -13(максимально).
2. Чумаков Олег (5а класс). Общее число баллов -13(максимально).
3. Решетников Владислав (5в класс). Общее число баллов -13(максимально).

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся имеют достаточную подготовку по курсу математики начальной школы и, в целом, готовы к обучению в основной школе. Выявленные в процессе мониторинга пробелы в знаниях и навыках будут учтены при планировании уроков и дополнительных занятий для учащихся в течении текущего учебного года. 
 
  Однако, есть определенные виды учебной деятельности учащихся, над которыми необходимо работать особо, поскольку в этот период идет процесс их формирования. Так, например, обязательно необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной работы пятиклассников. Сформированные механизмы организации самостоятельной учебной деятельности являются одним из основных ресурсов ребенка не только во время обучения в школе, но и в последующей жизни. Формирование механизмов самостоятельного приобретения знаний является одной из основных задач школы как социального института.При этом, наличие больших различий в знаниях и умениях учащихся класса создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс). Но высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития. У пятиклассников она на достаточно высоком уровне и важно его удержать. Позитивные установки на получение знаний способствуют эффективной работе по освоению школьной программы в новой для учащихся обстановке - в основной школе. А если ребенок воспринимает эту ситуацию как угрожающую или неприятную, то он испытывает много негативных эмоций. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку и, по возможности, используя различные приемы и формы организации учебной деятельности ребенка, снять это негативное напряжение.
  В процессе наблюдения за пятиклассниками на уроках я выделила несколько особо важных моментов адаптационного периода, соблюдение которых, на мой взгляд, влияет на эффективность организации их учебной деятельности, а именно:
- проверять готовность к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- проверять правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;
- начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
- соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука- это сигнал вопроса или ответа;
- у доски приучать учащихся давать развернутый , полный ответ;
- сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.).
- уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Для того, чтобы наиболее важные элементы работы учащихся выделить особо (например, подготовка домашнего задания по математике, решение текстовых задач и т.д.), в кабинете имеются для них памятки, которые при необходимости будут обновляться .

Категория: Мои статьи | Добавил: уля36 (20.03.2011)
Просмотров: 3377 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0