Организация комфортной учебной среды на уроках математики
в средних классах
Новикова Юлия Геннадиевна,
учитель математики,
МБОУ СОШ № 35 г. Белгорода
Подростковый возраст - это важный
этап развития личности, процесс перехода от опекаемого детства к самостоятельной
жизни.
В возрасте 13-14 лет меняется система
ценностей и интересов. Внешне кризис
подросткового возраста, особенно на уроках, проявляется в грубости, скрытности
и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию
взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Различные
формы агрессивного поведения также типичны для большинства подростков.
Перестройка отношения подростка к
себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его способностей и удовлетворенность и жизнью
вообще. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в
их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
В оценке других подростки часто допускают
некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их
отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в
целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о
достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Далеко не
все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои
ошибки.
Подростки бурно и непосредственно выражают свои
эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. На
аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает
повышенная чувствительность детей этого возраста к ситуациям, актуализирующим
ведущие потребности, прежде всего потребность в самоутверждении.
Подросток уже имеет возможности, обеспечивающие
овладение своим поведением ради определенной цели, однако, цели, которые он
ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны,
заимствованы. Это обусловливает быструю и неоправданную их смену. Еще Л.С.
Выготский подчеркивал, что для подростка характерна «не слабость воли, а
слабость цели». Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника
действительно важными, а не задавались искусственно. Значительную роль играет
также наличие чувства собственного достоинства и представление о своем уровне
достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого
подростка: он не может позволить себе «упасть в собственных глазах». Важны и
сложившиеся ранее привычки к систематическому труду, к порядку и т.п. Все это
облегчает для подростка преодоление непосредственного желания, хотя и не всегда
приводит к успеху. Существенное значение имеет формирование необходимых
нравственных качеств школьника, таких, как чувство долга, ответственности.
Все вышеописанные особенности
данного возрастного периода, безусловно, влияют на работу учителя по
планированию процесса обучения математике в средних классах. Соответственно,
при организации учебной работы необходимо учитывать следующие важные моменты:
ü не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное
способностью восьмиклассника; планируя то или иное учебное занятие, путем
личных наблюдений желательно отбирать материал по алгебре или геометрии по
степени сложности восприятия таким образом, чтобы подросток работал в своей
зоне ближайшего развития;
ü честно указывать подростку на его удачи и не удачи, причем удачи
объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой, усложнением
теоретической части курса, необходимостью затрачивать большее время на
выполнение заданий;
ü при этом не захваливать подростка, объясняя его неудачи
случайностью, т.к. это формирует эффект
неадекватности;
ü пояснять
и обсуждать требования и последствия их нарушений: если ты поступишь так, то
последствия будут таковы – при выполнении задания в классе или дома;
ü не считать свою позицию на 100% правильной,
в спорах пытаться договориться;
ü
необходимо создавать на уроке ситуации формирования
таких качеств и умений, которые позволяют человеку не просто справляться с
возникающими трудностями, но и чувствовать, что он как личность стал сильнее,
компетентнее, его возможности выросли.
Так, например, из личной педагогической деятельности
можно привести прием работы учащихся с заданиями по выбору, в своем личном
темпе и на индивидуальном уровне трудности – подростки работают в «отряде МЧС -
спасатели», либо а группе «союз двух», либо осуществляют «одиночный полет».
Т.е. «спасатели» - это прием взаимообучения, оценивается работа каждого. При
этом «спасатель», например, получает оценку на балл выше, чем «спасаемый».
«Союз двух» - это работа в паре на уровне
выше обязательной сложности. В «одиночный полет» отправляется хорошо
подготовленный учащийся, у которого на данный момент возникло желание
поработать самостоятельно с самыми
сложными заданиями. Критерии оценивания, варианты заданий, их количество четко
оговаривается, учащиеся имеют возможность промежуточной сверки результатов.
Использование такой формы работы удачно
зарекомендовало себя при изучении в курсе алгебры действий с алгебраическими
дробями, с квадратными корнями, при изучении квадратных уравнений различных
видов, целесообразно их использование и на уроках геометрии, а также при
подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классах. При этом
возможно ограничиться лишь материалом
основного учебника, либо наоборот, разнообразить предлагаемое содержание
различными карточками, дидактическими материалами и т.п.
Развитие поисковой активности школьника - важный
фактор профилактики эмоциональной напряженности. Для этого также необходимо
включать в различные этапы урока усложненные, новые задания, учить выполнять
подобные задания и обеспечивать условия для тренировки. Полезно также научить
подростка использовать юмор в разумных пределах для разрядки эмоционального
напряжения.
При работе со «слабоуспевающими» учениками, нужно
постараться уверить и их в том, что они могут запомнить, понять основной
материал, но при этом чаще и большем объеме предлагать им однотипные задания - с учителем, с классом, самостоятельно.
Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую
тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы с учащимися,
имеющими серьезные пробелы в знаниях. Курс алгебры и геометрии сложнее
предыдущего курса математики для 5-6 классов, там достаточно много новой абстрактной информации, теоретических фактов. Не
следует сразу предъявлять на уроке большой объем нового как практического, так
и теоретического материала, нужно из изучаемого выбрать главное, четко изложить
его, повторить и закрепить.
В целом стоит отметить, что организация комфортной
учебной среды для учащихся средних классов на уроках алгебры и геометрии
требует тщательной предварительной подготовки, личных педагогических наблюдений
учителя как за классным коллективом в целом, так и за особенностями личности
каждого. Необходим строгий отбор содержания учебного материала, отбор таких
форм и приемов работы, которые максимально положительно используют общение на
уроке как ведущую деятельность подросткового возраста. Следует использовать такие критерии
оценивания успехов учащихся, которые позволяют им работать в личной зоне
ближайшего развития на индивидуальном уровне сложности и иметь возможность
повысить этот уровень, опираясь на свои способности и возможности обучения. Организация
комфортных психологических условий для работы учащихся на уроках является также
обязательным фундаментом использования здоровьесберегающих технологий или их
элементов.
|