Суббота, 05.10.2024, 02:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация комфортной среды обучения

Организация комфортной учебной среды на уроках математики

в средних классах

Новикова Юлия Геннадиевна, учитель математики,

МБОУ СОШ № 35 г. Белгорода

Подростковый возраст - это важный этап развития личности, процесс перехода от опекаемого детства к самостоятельной жизни.
 В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов.  Внешне кризис подросткового возраста, особенно на уроках, проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Различные формы агрессивного поведения также типичны для большинства подростков.

Перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его  способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.  

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. На аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает повышенная чувствительность детей этого возраста к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности, прежде всего потребность в самоутверждении.

Подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, однако, цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы. Это обусловливает быструю и неоправданную их смену. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственно. Значительную роль играет также наличие чувства собственного достоинства и представление о своем уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может позволить себе «упасть в собственных глазах». Важны и сложившиеся ранее привычки к систематическому труду, к порядку и т.п. Все это облегчает для подростка преодоление непосредственного желания, хотя и не всегда приводит к успеху. Существенное значение имеет формирование необходимых нравственных качеств школьника, таких, как чувство долга, ответственности.

Все вышеописанные особенности данного возрастного периода, безусловно, влияют на работу учителя по планированию процесса обучения математике в средних классах. Соответственно, при организации учебной работы необходимо учитывать следующие важные моменты:

ü    не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника; планируя то или иное учебное занятие, путем личных наблюдений желательно отбирать материал по алгебре или геометрии по степени сложности восприятия таким образом, чтобы подросток работал в своей зоне ближайшего развития;

ü    честно указывать подростку на его удачи и не удачи, причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой, усложнением теоретической части курса, необходимостью затрачивать большее время на выполнение заданий;

ü    при этом не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует  эффект неадекватности;

ü    пояснять и обсуждать требования и последствия их нарушений: если ты поступишь так, то последствия будут таковы – при выполнении задания в классе или дома;

ü     не считать свою позицию на 100% правильной,
 в спорах пытаться договориться;

ü    необходимо создавать на уроке ситуации формирования таких качеств и умений, которые позволяют человеку не просто справляться с возникающими трудностями, но и чувствовать, что он как личность стал сильнее, компетентнее, его возможности выросли.

Так, например, из личной педагогической деятельности можно привести прием работы учащихся с заданиями по выбору, в своем личном темпе и на индивидуальном уровне трудности – подростки работают в «отряде МЧС - спасатели», либо а группе «союз двух», либо осуществляют «одиночный полет». Т.е. «спасатели» - это прием взаимообучения, оценивается работа каждого. При этом «спасатель», например, получает оценку на балл выше, чем «спасаемый». «Союз двух»  - это работа в паре на уровне выше обязательной сложности. В «одиночный полет» отправляется хорошо подготовленный учащийся, у которого на данный момент возникло желание поработать  самостоятельно с самыми сложными заданиями. Критерии оценивания, варианты заданий, их количество четко оговаривается, учащиеся имеют возможность промежуточной сверки результатов. Использование  такой формы работы удачно зарекомендовало себя при изучении в курсе алгебры действий с алгебраическими дробями, с квадратными корнями, при изучении квадратных уравнений различных видов, целесообразно их использование и на уроках геометрии, а также при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классах. При этом возможно  ограничиться лишь материалом основного учебника, либо наоборот, разнообразить предлагаемое содержание различными карточками, дидактическими материалами и т.п.

Развитие поисковой активности школьника - важный фактор профилактики эмоциональной напряженности. Для этого также необходимо включать в различные этапы урока усложненные, новые задания, учить выполнять подобные задания и обеспечивать условия для тренировки. Полезно также научить подростка использовать юмор в разумных пределах для разрядки эмоционального напряжения.

При работе со  «слабоуспевающими» учениками, нужно постараться уверить и их в том, что они могут запомнить, понять основной материал, но при этом чаще и большем объеме предлагать им однотипные задания  - с учителем, с классом, самостоятельно.  Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы с учащимися, имеющими серьезные пробелы в знаниях. Курс алгебры и геометрии сложнее предыдущего курса математики для 5-6 классов, там достаточно много новой  абстрактной информации, теоретических фактов. Не следует сразу предъявлять на уроке большой объем нового как практического, так и теоретического материала, нужно из изучаемого выбрать главное, четко изложить его, повторить и закрепить.

В целом стоит отметить, что организация комфортной учебной среды для учащихся средних классов на уроках алгебры и геометрии требует тщательной предварительной подготовки, личных педагогических наблюдений учителя как за классным коллективом в целом, так и за особенностями личности каждого. Необходим строгий отбор содержания учебного материала, отбор таких форм и приемов работы, которые максимально положительно используют общение на уроке как ведущую деятельность подросткового  возраста. Следует использовать такие критерии оценивания успехов учащихся, которые позволяют им работать в личной зоне ближайшего развития на индивидуальном уровне сложности и иметь возможность повысить этот уровень, опираясь на свои способности и возможности обучения. Организация комфортных психологических условий для работы учащихся на уроках является также обязательным фундаментом использования здоровьесберегающих технологий или их элементов.

Категория: Мои статьи | Добавил: уля36 (11.01.2013)
Просмотров: 668 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0