Суббота, 05.10.2024, 02:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности процесса обучения математике в период адаптации пятиклассников
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Ю.Г. Новикова, учитель математики

Период адаптации пятиклассников – это период перехода от начальной ступени образования к следующей ступени. Для предупреждения возможных негативных явлений в развитии и обучении учащихся в этот переходный момент, все большее значение должна приобретать работа, направленная на обеспечение оптимальных условий перехода для всех учащихся вне зависимости от их уровня развития и успешности обучения, вне зависимости от специфики обучения и воспитания школьников.
Действия педагога по конструированию комфортной образовательной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личность. В этом случае при организации общения с учащимися эффективны просьбы, убеждения, четкая организация деятельности, определенный компромисс, доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и умений. У одних учащихся уровень их развития соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов. По словам Д.Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». При переходе из начальной в среднюю школу ребенок претендует на равные, взрослые отношения, потому, что он не совсем понимает, что с ним происходит и ему нужна помощь взрослого, чтобы в этом разобраться. Взрослый может изменить манеру, стиль и содержание общения и ребенок почувствует собственную значимость и ценность. [7].
Младший подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, в этот период происходит завершение становления когнитивных процессов, прежде всего мышления. Для учащихся этого возраста необходимо постоянно и целенаправленно оказывать педагогическую поддержку активности интеллекта. Активная познавательная деятельность учащихся позволяет эффективно решать ряд задач, которые с трудом достигаются в традиционном обучении, а именно: 
- формировать не только познавательные, но и будущие профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление; 
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу.
 Есть определенные виды учебной деятельности учащихся, над которыми необходимо работать особо, поскольку в этот период идет процесс их формирования. Так, например, обязательно необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной работы пятиклассников. Сформированные механизмы организации самостоятельной учебной деятельности являются одним из основных ресурсов ребенка не только во время обучения в школе, но и в последующей жизни. Формирование механизмов самостоятельного приобретения знаний является одной из основных задач школы как социального института. При этом, наличие больших различий в знаниях и умениях учащихся класса создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс). Но высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития. У пятиклассников она на достаточном уровне и важно его удержать. Позитивные установки на получение знаний способствуют эффективной работе по освоению школьной программы в новой для учащихся обстановке - в основной школе. А если ребенок воспринимает эту ситуацию как угрожающую или неприятную, то он испытывает много негативных эмоций. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку и, по возможности, используя различные приемы и формы организации учебной деятельности ребенка, снять это негативное напряжение.
В процессе наблюдения за пятиклассниками можно выделить несколько особо важных моментов адаптационного периода, соблюдение которых, как показывает практика, положительно влияет на эффективность организации их учебной деятельности, а именно:
- проверять готовность к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- проверять правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;
- начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
- соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука- это сигнал вопроса или ответа;
- у доски приучать учащихся давать развернутый , полный ответ;
- сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.).
- уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Как показывает педагогический опыт, наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: 
- отстаивать свое мнение; 
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; 
- ставить вопросы своим товарищам и учителям; 
- рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; 
  - заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; 
- самостоятельно выбирать посильное задание; 
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); 
 - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; 
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. 
Принцип активности ребенка позволяет решать задачи современного обучения наиболее оптимально. [7, с.13]. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся с этой точки зрения, очевидны еще и потому, что позволяют организовать для младших подростков игровой характер проведения занятий, включающий в себя и фактор интереса, и фактор состязательности и представляющий собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Ученик - в условия поиска, пробуждается интерес и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания. Результаты такой совместной деятельности учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Именно групповая деятельность способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Использование форм групповой работы подчинено основной задаче конкретного типа урока, подбор этих форм также определяется содержанием учебного материала, уровнем готовности класса, наличием времени. При этом обязательно необходимо учитывать возрастно-психологические особенности младших подростков, т.е. частую смену видов деятельности, наличие различных игровых приемов, разнообразие приемов и форм активизации познавательной деятельности. [6].
Особенность уроков математики в этот период – это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников, создание комфортных условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создание и сохранение ситуации успеха в познавательной деятельности. [2]. Из опыта педагогической деятельности можно рекомендовать приемы активизации познавательной деятельности, дающие стабильную результативность обучения при системном подходе в их использовании, например:
• взаимоопрос в парах-вариантах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);
• взаимопроверка решений в парах (сменного состава «Ручеек», «Хоровод» или постоянного состава) на разных этапах урока;
• «Мозговой штурм» - работа в микрогруппах при решении задач – обсуждение задач, имеющих несколько способов решения, решение задач в нетрадиционной форме ;
• защита творческих заданий (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока , типа «составь и реши задачу», выполи тематическое задание и пр.);
• дидактические игры-соревнования;
• «Математическая мозаика» или «математические пазлы»(лото);
• «Дешифровщик» - по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр.;
• оформление общего плаката (опорного конспекта) по конкретной теме.
В заключении хотелось бы заметить, что если учитель помнит о необходимости активизировать познавательную деятельность учащихся и , в то же время сохранять комфортные условия и ситуацию успеха ребенка в обучении, то такой современный творческий подход к проведению занятий будет непременно вызывать у ребят интерес к урокам, учащиеся пойдут на них с радостью, ведь каждый урок будет загадкой , разгадать которую невозможно , не побывав на нем. 


Библиографический список
1. Булатова О.С. Искусство современного урока.- М., 2006.
2. Математика. 5-11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Волгоград, Учитель, 2006.
3. Математика. 5-11 классы. Проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты. \ под ред. Г.Полтавской.- Волгоград, Учитель, 2010.
4. Математика. 5-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград, Учитель, 2009.
5. Поташник М.М. , Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок.- М., Центр педагогического образования, 2006.
6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. -М., Центр педагогического образования, 2008.
  7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., Педагогическое общество России, 2005.

Категория: Мои статьи | Добавил: уля36 (12.11.2010)
Просмотров: 3055 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0