Условия организации интерактивной формы обучения в группах на уроках математики в 5-6 классе (Тезисы выступления на региональном семинаре БелРИПКППС, декабрь,2009 год ) Как распределить учащихся по группам? Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся Как организовать работу группы? Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся. В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить учащихся с нормами поведения при интерактивном общении. Целесообразно при проведении уроков в 5 классах распределить, по крайней мере, роли капитанов, ученых и помощников. Капитан следит за ходом работы в команде-группе, за правильностью ответов при проверке заданий, ученых помогает оформлять групповые решения. Помощники работают так, чтобы общие баллы команды пополнялись - активно обсуждают решения, старательно выполняют задания и т.д . При проведении рефлексии для учащихся 5-6 классов на первых порах можно использовать выбор цветных картинок, раскрашивание по цветам, при последующих занятиях уже можно предлагать закончить предложения типа: Сегодня на уроке… Работа в группе мне … Хочется пожелать, чтобы… и др.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: - контролирует ход работы в группах; - отвечает на вопросы; - регулирует споры, порядок работы; - в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.). В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников. Нужно учитывать , что учащиеся 5-6 классов еще не всегда могут грамотно и в полном объеме сформулировать выводы и групповые решения. Наиболее удачные из них следует отмечать , чтобы было понятно, как можно рассуждать. Учитель обязательно корректирует эту деятельность. Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
Примеры интерактивных форм организации познавательной деятельности для учащихся 5-6 классов Пары сменного состава "Ручеек". Пары сменного состава "Хоровод". Взаимоопрос в парах-вариантах (по домашнему заданию, при изучении нового материала). Взаимопроверка решений в парах (сменного или постоянного состава) на разных этапах урока. "Мозговой штурм" - работа в микрогруппах при решении задач - обсуждение задач, имеющих несколько способов решения, решение задач в нетрадиционной форме (но роли в группе должны быть распределены). Защита творческих заданий (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока , типа "составь и реши задачу", выполи тематическое задание и пр.). Соревнования, но организованные по правилам групповой деятельности. "Математическое лото" (или "мозаика"). "Дешифровщик". "Лабиринт". "Круговые" самостоятельные.
|