Суббота, 05.10.2024, 02:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Условия организации интерактивной формы обучения в группах
Условия организации интерактивной формы обучения 
в группах на уроках математики в 5-6 классе
(Тезисы выступления
на региональном семинаре БелРИПКППС, декабрь,2009 год )
Как распределить учащихся по группам?
Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся
Как организовать работу группы?
Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся. 
В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить учащихся с нормами поведения при интерактивном общении. Целесообразно при проведении уроков в 5 классах распределить, по крайней мере, роли капитанов, ученых и помощников. Капитан следит за ходом работы в команде-группе, за правильностью ответов при проверке заданий, ученых помогает оформлять групповые решения. Помощники работают так, чтобы общие баллы команды пополнялись - активно обсуждают решения, старательно выполняют задания и т.д . 
При проведении рефлексии для учащихся 5-6 классов на первых порах можно использовать выбор цветных картинок, раскрашивание по цветам, при последующих занятиях уже можно предлагать закончить предложения типа: 
Сегодня на уроке…
Работа в группе мне …
Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.  

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.). В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников. Нужно учитывать , что учащиеся 5-6 классов еще не всегда могут грамотно и в полном объеме сформулировать выводы и групповые решения. Наиболее удачные из них следует отмечать , чтобы было понятно, как можно рассуждать. Учитель обязательно корректирует эту деятельность.
Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. 

Примеры интерактивных форм организации познавательной деятельности для учащихся 5-6 классов
Пары сменного состава "Ручеек".
Пары сменного состава "Хоровод".
Взаимоопрос в парах-вариантах (по домашнему заданию,   при изучении нового материала).
Взаимопроверка решений в парах (сменного или постоянного состава) на разных этапах урока.
"Мозговой штурм" - работа в микрогруппах при решении   задач - обсуждение задач, имеющих несколько   способов решения, решение задач в нетрадиционной форме 
  (но роли в группе должны быть распределены).
Защита творческих заданий (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока , типа "составь и реши задачу", выполи тематическое задание и пр.).
Соревнования, но организованные по правилам групповой деятельности.  
"Математическое лото" (или "мозаика").
"Дешифровщик".
"Лабиринт".
"Круговые" самостоятельные.


Категория: Мои статьи | Добавил: уля36 (11.11.2010)
Просмотров: 1449 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0